7 веских причин полюбить комиксы

В мире последние лет n-десят периодически возникают споры о том, стоит ли читать (и издавать) комиксы или нет, «для глупеньких» они или «вы просто ничего не понимаете, потому что не читали» и так далее.

От клуба:

Не так давно с волшебной серии «Хильдафолк» о приключениях синеволосой малышки Хильды начался роман любимого нами издательства «Манн, Иванов и Фербер» с комиксами. Эта чудесная история продолжается до сих пор, потому что «МИФ» и сегодня находит и печатает чудесные комиксы. Об этой самой любви и еще о том, чем круты «рисованные истории», рассказывает шеф-редактор издательства Анна Дружинец.


Далее — от Анны:

В хорошем комиксе каждый кадр
— произведение искусства
 

Комикс — формат, визуальное искусство, можно называть по-разному. Самое главное — это способ, которым художник рассказывает историю. И здесь все, как с «большой литературой», — сила и красота истории зависит от таланта художника. Но в арсенале автора комикса не только (и не столько) слова, а еще и рисунок, и леттеринг. Вместе текст, иллюстрация и леттеринг рождают удивительную синергию, которую не дает ни один другой медиум. В крутых комиксах рисунок и леттеринг могут быть настолько мощными, что каждый кадр стоит рассматривать отдельно. И бывает — прочитал историю залпом (потому что не оторваться!), а потом возвращаешься в начало и потихонечку подробно изучаешь каждую деталь. И открывается еще целый пласт новых смыслов. Такие работы невероятно вдохновляют.

Если вы любите акварель, обратите внимание на серию «Звездный замок» французского комиксиста Алекса Алиса, которую готовит МИФ.

На каждом развороте этого графического романа — целый фантастический мир в антураже Европы XIX века, прописанный до мельчайших деталей. Разглядывать кадры можно часами. Конечно, после того, как проглотите историю до конца, потому что сюжет комикса не менее крут, чем романы Жюля Верна.

Хочу «Звездный замок»

А в «Голиафе» Тома Голда, например, иллюстрации работают по другому принципу. В комиксе поражает и цепляет тонкая чистота и выверенность линий. За счет кажущейся простоты рисунка история будто «звенит». Удивительное мастерство. И каждый кадр — тоже произведение искусства, но в другом стиле.

Авторы комиксов умеют без морализаторства
и надрыва говорить о сложных темах
 

Есть темы, о которых не то что написать, о которых и просто поговорить сложно. Неравенство, терроризм, геноцид, война, а на другом полюсе «сложности» — первая любовь и близость, дружба и предательство, издевательства в школе, измены, список можно продолжать. Книг, в которых эти темы раскрываются без морализаторства с позиции «взрослого» и без противного эмоционального надрыва, не так много. Но авторы комиксов умеют легко подходить к этим вопросам. Может потому, что комиксы — это другой взгляд на мир, немного детский и очень творческий? А может потому, что эти истории часто очень личные?

Попробуйте рассказать об иранской революции в 80-х так, чтобы это было актуально, интересно и понятно российскому школьнику, например. Маржан Сатрапи в «Персеполисе» это удается идеально.

Юмор, легкость и в то же время невероятная проникновенность этой, казалось бы, очень далекой от нас истории, цепляет и подростков, и взрослых в равной степени. Еще одно сильное качество этого комикса — его поразительная визуальная точность. Меткость, с которой Маржан передает культурные различия, эмоциональные взрывы и течение времени, возможны, пожалуй, только в комиксе. Роман «СуперУхо» Сиси Белл можно было бы описать как «выживание глухого инвалида в обычной школе», но история совсем не об этом. Она о нелепых (но таких смешных!) детских шутках, о вере и неверии в себя, о том, как каждому из нас в жизни может помочь Бэтмен, о первой влюбленности и поп-музыке. И да, за кадром эта книга — очень легкий разговор о сложной теме включенности людей с ограниченными возможностями в общество, о проблемах взросления и многом другом.

Комиксы могут стать первой книгой для самостоятельного чтения 

Когда мы начали выпускать серию «Хильдафолк», предполагали, что эти книги для детей старше восьми лет — много текста, да и сюжеты закрученные. И да, детям старше восьми лет история очень понравилась. Но была обратная связь от читателей, которая нас удивила, — еще не читающие дети брали в руки «Хильду» и не могли оторваться. Даже не зная букв, дети уже умеют читать на другом языке — на языке иллюстраций. И комиксы в этом случае выступают идеальной ступенью на пути к текстовой книге, где картинки уже не помогают. Ребенок может разобраться в истории, следуя за сюжетом только по иллюстрациям, а интерес побуждает освоить и чтение.

Начать можно с истории совсем без слов — например, со «Снеговика» Рэймонда Бриггса. Это американская классика детского комикса. Читать ее, конечно, лучше ближе к Новому году, тогда ощущение волшебства обеспечено!

А если вам понравилась «Хильда», или вы неравнодушны к северной мифологии, или мечтаете о Скандинавии, рекомендую книгу «Артур и золотая нить» Джо Тодд-Стентона.

Это книга на стыке комикса, книжки-картинки и иллюстрированной книги. История потрясающе теплая и сказочная. Прелесть этой книги для нечитающих малышей в том, что с ней хорошо будет работать «метод пальца» — когда вы читаете текст и пальцем показываете на кадр. Кадров много, в них много действия, но они крупные и понятные.

Хочу комиксы «Артур и золотая нить»

Комиксы затягивают в мир книг

Одна из прелестей и особенностей комиксов в том, что они читаются залпом. На историю страниц в 250 уходит пара часов — как кино посмотреть. Из-за этого некоторым кажется, что комиксы — ненастоящая литература (настоящая — это исключительно Толстой и Достоевский). Комиксы — определенно не литература в чистом виде, но привычку к чтению книги этот формат создает. Самый распространенный отзыв о детском комиксе (не только у нас, во всем мире) — «мой ребенок не хотел ничего читать, но после того, как прочитал этот комикс, заинтересовался книгами». Так что если вы сами давно ничего не читали (времени нет) или не знаете, как заинтересовать ребенка — попробуйте рисованные истории.

Подросток отказывается брать в руки книгу? Предложите ему что-то необычное и близкое, в идеале, отталкиваясь от его интересов, а не от своих. Любит супергеройское кино? Покажите мощный комикс «Вижн» — с закрученным сюжетом, настоящий триллер про экзистенциальный кризис андроида.

А еще «МИФ» выпустил комиксы серии «Дневники Вишенки», главная героиня которой мечтает стать писательницей, а потому учится вести дневник и наблюдать за миром — как настоящий автор. Серия пропитана искренней любовью к книгам и станет вдохновляющим примером для юных читателей и писателей. А хороший детективный сюжет зацепит и не отпустит до самой последней страницы.

Хочу книгу «Дневники Вишенки»

С комиксами мы узнаем и запоминаем сложную информацию за короткий срок

Комиксы быстро читаются, потому что в них мало текста. Но порой картинка может рассказать о сложном очень просто и ясно. Считается, что визуальный материал лучше усваивается и запоминается, и поэтому нонфикшн-комиксы так популярны. Три часа — и ты освоил азы экономики с комиксом «Экономикс», еще час — и узнал все про жизнь Ван Гога, а потом за несколько часов пробрался через всю всемирную историю. Да, в сложные теоретические глубины комиксу не забраться, но основы в этом формате узнавать легко, быстро, интересно и эффективно. И еще часто — смешно. У комиксистов вообще бывает отличное чувство юмора.
Особенно рекомендую обратить внимание на яркую и забавную биографию Эйнштейна. В ней знаменитый ученый сидит за партой, бросает колледж, пытается воспитывать детей и мечтает о том, чтобы познать истинную красоту мира. Вдохновляющее и полезное чтение!

Хочу книгу «Эйнштейн»

Комиксы заставляют мозг работать по-новому (это подтверждают научные исследования)

Видимо, в поисках ответа на вопрос «а для глупых ли комиксы?» профессор канадского Уинсорского университета пришел к выводу, что при чтении комиксов мозг читающего работает не так, как при чтении текстовой книги. Мозг обрабатывает разрозненные компоненты — изображение, пространство между изображениями и текст — и интегрирует их, чтобы понять историю.

Многие взрослые жалуются: «читать комиксы невозможно», «меня укачивает» и т. д. У юного поколения с этим проблем не возникает. Очевидно, есть разница в том, как мы воспринимаем текст и картинки. Для тех, кому это дается тяжело, комиксы будут как изучение китайского языка — мозг прокачивается, потому что ему приходится делать что-то абсолютно новое и сложное.

Если для вас комиксы — настоящий темный лес, но вы хотели бы не просто научиться их читать, но и разобраться в теме чуть глубже, понять, как комикс работает, почему так важно пространство между кадрами, откуда ведет свою историю медиум, обратите внимание на книгу «Понимание комикса». Это очень мощное исследование комикса, написанное — та-да-дам — в виде комикса. По глубине не уступает хорошим диссертациям искусствоведов, но читается при этом очень легко. Скотту МакКлауду удалось сделать невозможное.

Одна из целей нашей команды комиксов издательства «МИФ» — выпускать графические романы, которые смогут прочитать люди без комиксового бэкграунда. Чтобы совместить полезное с полезным, почитайте рисованную биографию Агаты Кристи.

Комиксы — литература вне возраста

Как и с действительно сильными детскими книгами, лучшие образцы комикса — это вневозрастная литература. В комиксе может быть столько пластов смыслов, что ребенок считывает один, родитель другой, а фанат этого медиума — третий. Как рассказывал Эмиль Браво — комиксы, это когда папа смеется в одном месте, ребенок в другом, а вместе им очень интересно.

Серия «Хильдафолк» — прекрасный образец такого комикса. Возьмите второй том «Хильда и полуночный великан» — детей там в первую очередь интересуют сами приключения, полеты на гавсах, странные маленькие народцы и загадочный великан, а девочкам-подросткам понравится романтическая линия. Серьезный взрослый обратит внимание на едкую иронию над нашим бюрократическим обществом. Творческие личности и знатоки комикса оценят интересное использование пространства на развороте. И можно еще копать и копать — а ведь это всего 48 страничек «детского» комикса.

Источник — статьи Анны Дружинец на сайте книжного магазина «Лабиринт» (часть 1, часть 2)

Фото на главной — blog.mann-ivanov-ferber.ru 

Добавить комментарий

20 + семь =