Недивный старый фильм или Экранизация антиутопии Олдоса Хаксли

Я люблю экранизации. Хотя… Слово «люблю» не совсем подходящее. Я интересуюсь экранизациями. Мне всегда интересно совпадет ли мое представление о героях и событиях с тем, как это изобразит режиссер. Но еще больше интересует то, как сценарист совладает со стихией романа, на какие сцены сделает акценты, какие линии проведет наиболее четко. Интересно, как сделает книгу смотрибельной, не умалив при этом ее прелести.

Не так давно я прочитала антиутопию Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» и, конечно, не могла пройти мимо экранизации. Оказалось, что их всего две и обе американские: 1980 и 1998 года. Правда, этот роман пытался экранизировать Ридли Скотт да еще и Ди Каприо привлек в качестве исполнителя главной роли, но что-то дело их, увы, не продвигается. Так что выбор свой я остановила на наиболее популярной из двух имеющихся кинокартин – экранизации 98-го.

Вероятно, воссоздать мир антиутопии непросто, сочинить и продумать все до мельчайших деталей – еще сложнее. Но я не буду придираться к антуражу. Поговорим о сути. Хотя именно суть, на мой взгляд, авторам картины передать и не удалось. По сравнению с глыбой-книгой фильм сморится плоско, схематично и слишком примитивно. Нет драмы, нет острого конфликта, нет того накала страстей, который позволил бы человеку восстать против мира, убившего науку, искусство и подлинные ценности ради развития промышленности и процветания корпораций.

Героев упростили, собрали из небольшого числа примитивных чувств и поверхностных переживаний.  Их лишили интересных размышлений, которые мы могли найти в книге, диалогов и противоречий, дарящих им человеческий облик, отличающих от сотен выпущенных их пробирок близнецов. Они, как шаблонные фигуры, не вызывают сочувствия. Да, ты ждешь развития сюжетной линии, ожидая, чем же все закончится, но по-настоящему за героев не переживаешь.

Вероятно, фильм проигрывает еще и от того, что главного ее героя – одинокого Дикаря, не находящего пристанища ни в резервации, ни в дивном новом мире, ищущего родственную душу и жаждущего понимания,  — режиссер и сценаристы практически проигнорировали. Вместо центрального персонажа во главу угла поставили пару Ленина – Бернард, превратив главного героя книги и главного изобличителя этого «идеального» мира в дешевенькую яркую ширму, на фоне которой разворачивается основное действо. Отобрав у Дикаря главную роль, сценаристы не могли закончить фильм сразу после его «исчезновения», им пришлось додумывать за Хаксли историю, изобретать  беременность и рождение ребенка, осложнять линию  Бернарда, сочинив покушение на него. Да, их придумки не беспочвенны, скажем так. Они добавляют красок общей картине, но по глубине и сложности явно проигрывают задумке Хаксли. Зачем было изобретать велосипед, если его уже изобрел автор, да еще и не самый плохой?!

PS Возможно, я слишком строга к авторам кинокартины, однако по шкале от 1 до 10 от меня фильм получил бы не больше 5 баллов. Но я не отговариваю вас смотреть эту экранизацию. Может, вы найдете в ней больше смысла, чем автор этого опуса.

Фильм: «О дивный новый мир»

Режиссер: Лесли Либман, Ларри Уильямс

Страна: США

Год: 1998

Оценка Клуба: 5 из 10.

Катерина Карпенко

Добавить комментарий

три + девятнадцать =