«Грязный реализм» в литературе и 5 его главных представителя

Про литературу, где добро побеждает зло, где есть герой и его многочисленные геройства, где, в конце концов, можно запутаться в красоте языка… Мы говорить сегодня не будем.

Сегодня всё по взрослому: грязный реализм.

Грязный реализм — это что?

https://medium.com/journal-dun-manche-a-couilles/snapshots-dirty-realism-e224cba897ae

Это литературный жанр. И это протест. Против слащавого мира, помпезных романов, роскошной жизни. Это желание показать мир таким, каков он в действительности: а мир, был и остается, преимущественно, грязным.

Термин «грязный реализм» впервые упомянут Биллом Буфордом в журнале «Granta» в 1983 году, сама же литература стартовала еще в 60-х… Но это вы и в Википедии сможете прочитать. Давайте конкретнее.

Почему «грязный»

По Бурфорду

«Это не героически и не грандиозно <…> это странные истории: необставленные, необорудованные, не меблированные, малозатратные трагедии о людях, которые смотрят дневное телевидение, читают дешевые романы или слушают кантри и западную музыку. Это официантки в придорожных кафе, кассиры в супермаркетах, строители, секретари и безработные ковбои. Они играют в бинго, едят чизбургеры, охотятся на оленей и останавливаются в дешевых гостиницах. Они много пьют и часто попадают в неприятности: за угон автомобиля, разбитое окно, карманную кражу бумажника <…> Это любопытный, грязный реализм в животе современной жизни»

Или по простому

Это изнанка. Повествование о порочных, обыденных, неприметных и неприглядных сторонах жизни. Без прикрас и часто — без надежд и хэппи-энда. Главные герои — обыкновенные люди: ничем не одаренные, не примечательные, зачастую без денег, с пагубными привычками, и занимающимися заурядными делами.

Стремление к минимализму

И вот что еще.

«Грязный реализм« отличается не только малопривлекательными эпизодами жизни — «чернухой» — но и проявляет тенденцию к упрощению языка. В основном писатели отказываются от наречий и витиеватого языка.

Грязный реализм требует такой экономии слов, что всякое описание подвергается стриптизу и доводится до базового минимума. Остальное отдается диалогу. Рассуждений нет, смысл диктуется содержанием.

Ричард Карвер

Давайте на примерах. Ничего же непонятно, да? Да.

Что имеет в виду Карвер

«Мы навалились на еду. Съели все, что было на столе. Мы ели так, будто завтра конец света. Никто не произнес ни слова. Мы ели. Жрали. Подмели все подчистую. Вот уж ели так ели. Слепой очень быстро разобрался, где что лежит на его тарелке. Я с восхищением наблюдал, как он ловко орудует ножом и вилкой. Он отрезал кусочек мяса, клал его вилкой в рот, потом отправлял туда же картофель с фасолью и, наконец, отламывал и съедал кусочек хлеба с маслом. Все это он запивал большим глотком молока. Когда ему требовалось, он не стеснялся брать еду руками»

«Собор» Раймонда Карвера

Как пишут другие

«Холодным туманным утром, под небом столь серым, словно оно тщилось сравняться с дыханием мокрых городских улиц, мы поехали на такси в Нижний Ист-Сайд и там, вскарабкавшись на шестой этаж какого-то дома, минуя сладкий, с примесью гнилого дерева, запах дешевой винной лавки, вверх по лестнице, с грязной лампочкой на каждой площадке, одетой в проволочную клетку с налипшею на нее пылью, такой же плотной и пышной, как мох. Мусорные баки стояли у дверей – острый проперченный запах пуэрториканской стряпни, запах тмина, свиной требухи и загадочных приправ, запах откровенной нищеты…»

«Американская мечта» Нормана Мейлера

Чувствуете? Бытовая проза против языковой. Честнее, прямолинейнее, без украшательств и так, как оно, обычно в жизни и происходит. А теперь непосредственно к маст-рид листу.


С кого начать знакомство с «грязным реализмом»


Чарльз Буковски — «Хлеб с ветчиной»

Впервые со своими сверстниками я познакомился в детском саду. Мне они казались очень странными — много смеялись, разговаривали и выглядели вполне счастливыми. Они мне не нравились

Чарльз Буковски — «Хлеб с ветчиной»

Прозванный крёстным отцом «грязного реализма« Чарльз Буковски является самым «кассовым» разрушителем мифа об «Американской мечте». Его романы о людях, которые опустились на самое дно; и его романы для людей, которые также переживают не лучшие времена.

Проза Буковски автобиографична на «девять десятых факта», а главный герой большинства его произведений — Генри Чинаски — альтер-эго самого писателя. Алкоголь, секс, нищета, разрушающая изнутри рутина, но вместе с тем лиричность, юмор и даже сентиментальность — поразительная коктейль прекрасного и ужасного. Так умеет только Буковски.

Почему именно «Хлеб с ветчиной»

Вообще странно, почему это не первый, а только четвертый роман Буковски. Но именно с него лучше начинать знакомство с писателем. Буковски протащит вас через свое кошмарное детство, отца-садиста, безвольную мать и первые литературные шаги. Интересно откуда растут ноги не только прозы Буковски, но и жанра в целом? Хлеб с ветчиной.

Раймонд Карвер — «Если спросишь, где я»

Главное, что наступило лето, и надо ловить момент, ведь лето очень быстро пройдет. Я невольно подумал, сколько желаний загадано, сколько у всех было надежд на то, что именно летом жизнь изменится к лучшему…

рассказ «Слон»

Раймонд Карвер — «американский Чехов» — мастер короткого рассказа и крупнейший представитель школы «грязного реализма». Карвер был выдающимся минималистом, в каждом его абзаце умещалась полноценная драма, а иногда и целая трагедия.

Единственный сборник Карвера на русском языке — «Если спросишь, где я» — это 37 рассказов о жизни: о болезнях, нужде, бедности и алкоголизме; о смерти, и о героях, которые совсем, далеко никакие не «герои».

Джон Фанте — «Дорога на Лос-Анджелес»

…в голову мне пришла отличная мысль: а заключалась мысль в том, что я не должен молиться ни Богу, ни кому другому, а самому себе

«Дорога на Лос-Анджелес»

Когда Карвер только родился (1938), а Буковски подбирался к совершеннолетию «грязный реализм» уже зрел в умах и литературном пространстве. Около 1936 года Джон Фанте закончил свой первый роман — «Дорога на Лос-Анджелес».

Кое-что в ней [в «дороге»] опалит шерсть на волчьей заднице

«Дорога на Лос-Анджелес»

Возможно поэтому роман так и не издали. Он был опубликован уже после смерти писателя, но именно с этого романа начинается путь Артуро Бандини — молодого итальянца, интеллектуала и любителя Ницше. Но главное тут, что Бандини — альтер-эго самого писателя. И вероятно именно благодаря прозе Фанте чуть позже появится не менее значимое в «грязном реализме» альтер-эго — Генри Чинаски, он же Чарльз Буковски, относивший Фанте к своим любимым писателям.

Ирвин Уэлш — «На игле»

Девушку звали Дианой. Рентону кажется, будто ему кажется, что она красавица. Это оговорка необходима, поскольку прошлый опыт научил его никогда не доверять своим суждениям в тот момент, когда в его организме и мозге плещутся химикаты

«На игле»

Дерьмо, Грязь, Порно — это не мы ругаемся, всё это романы Ирвина Уэлша. И вместе с его «грязным реализмом» мы отправляемся в Шотландию. И начать стоит с первого романа Уэлша — «На игле» — о жизни молодых людей Эдинбурга, страдающих от героиновой зависимости; черный юмор, тонны ненормативной лексики, насилие, описание употребление наркотиков… И самое важное, что есть в книге — стойкая неприязнь к наркотикам вместо послевкусия.

Ричард Форд — «Канада»

От разговоров со взрослыми, которые не приходятся тебе родителями, пользы всегда бывает больше

«Канада»

Форд никогда не причислял себя к «грязному реализму», он отвергал этот термин как маркетинговую уловку. Однако же в большинстве его произведений — обыденность, деструктивность, простые люди, оказавшиеся в сложных ситуациях. Как, например, в «Канаде»: когда родители 15-ти летнего мальчика — «самые обычные люди» — решили ограбить банк…

Добавить комментарий

Предыдущий материал

Игры, в которые играют люди: о разработке настольных игр, заработке и о том, чем плоха «Монополия»

Последние материалы категории "Читаем"